музыка джаз в ссср

Джаз в СССР

В СССР на протяжении многих лет отношение к джазу было сложное и даже негативное. Джаз в ранней советской пропаганде представляли как проявление буржуазной культуры, разврата и едва ли не уголовщины. Советские политтехнологи понимали, что джаз - это музыка свободных и независимых людей, чьё появление в тоталитарном обществе было нежелательно. Для этого в обиход были запущены провокационные фразы типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", "От саксофона до ножа один шаг" (на что саксофонисты отвечали - "А от балалайки до топора ещё ближе!"), и тому подобное.

Однако, поскольку полностью скрыть джаз от советских музыкантов было невозможно, отдельные музыкальные коллективы всё-таки стали использовать это название. Слово "джаз" приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы, благодаря использованию его ленинградским ансамблем под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Якова Скоморовского. С музыкальной точки зрения ансамбль Утёсова не напоминал западный джаз, но слово "джаз" всё-таки использовалось. Интересно, что популярная в СССР музыкальная кинокомедия "Весёлые ребята" 1934-го года с участием Утёсова первоначально называлась "Джаз-комедия"!


леонид утёсов оркестр джаз

Леонид Утёсов со своим оркестром.


Значительный вклад в развитие советского джаза внёс музыкант и композитор Эдди Рознер. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров джаза в этой стране. Важную роль в популяризации и освоении джаза сыграли также московские коллективы 1930-х и 1940-х г.г. под руководством Александра Цфасмана и Александра Варламова. В 1934-м году в Харбине детьми работников КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) был основан джазовый Оркестр, бессменным руководителем которого в течение 70 лет был Олег Лундстрем.


олег лундстрем джаз оркестр

Олег Лундстрем.


Рождение оркестра напрямую связано с магазином грампластинок в Харбине, в котором Олег Лундстрем был частым покупателем. Однажды он купил пластинку Дюка Эллингтона, после прослушивания которой решил создать джазовый коллектив. В 1934 году девять молодых музыкантов выбрали 18-летнего Олега Лундстрема руководителем оркестра в составе: барабаны, тромбон, два альт-саксофона, две трубы, тенор-саксофон (на котором играл брат Олега Игорь Лундстрем), фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас.

В 1935 году оркестр начал играть на балах, танцевальных вечерах, а также выступать на местном радио. В 1948 году участники оркестра поступили учиться в Казанскую Государственную консерваторию имени Назиба Жиганова. В 1956 году по приказу Министерства культуры РСФСР был создан концертно-эстрадный оркестр под руководством Олега Лундстрема в системе Всероссийского гастрольно-концертного объединения.

Несмотря на это, в конце 1940-х годов советский джаз практически полностью перешёл в подполье, а музыканты подвергались гонениям. Советские власти рассматривали джаз не только как идеологически чуждое музыкальное направление, но и как форму "разлагающего влияния" запада на советских людей.

С наступлением оттепели, в 1960-е годы в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград), Юрия Саульского и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр.

Эти коллективы воспитали целую плеяду талантливых музыкантов, чьё творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Началось развитие клубного джаза во всём многообразии его стилистики. В Москве в 1962 году в кафе "Молодёжное" состоялся первый Фестиваль джаза, а с 1964 по 2009 годы существовал легендарный джаз-клуб "Синяя Птица", на сцене которого начинали свой путь многие мэтры отечественной джазовой музыки.


алексей козлов фестиваль джаза

Алексей Козлов, I-й Московский фестиваль джаза, 1962.

 


Алексей Козлов и ансамбль "Арсенал" - "Ностальгия", 2015.

 

 

©2022 Вадим Мороз | Сайт о каратэ и джазе!