стили джаза джаз свинг

Стили джаза

Новоорлеанский джаз - исторически первый стиль джаза. Развился на рубеже XIX-XX вв. на юге США, центром которого является портовый город Новый Орлеан, откуда и происходит название стиля. Первоначально исполнялся исключительно негритянскими ансамблями, большинство из которых сосредоточивалось в Сторивилле - квартале Нового Орлеана, в котором находилось множество увеселительных заведений. В связи с тем, что США вступили в войну и Новый Орлеан стал военным портом, в октябре 1917 года по настоянию морского министерства Сторивилл был уничтожен. Это привело к тому, что многие негритянские джазовые музыканты в поисках работы вынуждены были мигрировать на север страны, главным образом в Чикаго, где новоорлеанский джаз получил свое дальнейшее развитие.

Свинг - направление джазовой музыки, наиболее широко представленное в исполнительской практике биг-бэндов. Под термином "свинг" скрываются несколько определений. Это и интенсивная битовая пульсация, и оркестровый стиль, и взаимодействие ритм-секции с мелодикой, и даже определенный исторический период. Профессиональные джазмены считают свинг неотделимым от джаза, считая жанровое деление бессмысленным. "В игре нет свинга" - эта фраза означает, что исполнение лишено движения, пульсации.

 


Луи Армстронг - джазовая версия русского романса "Очи чёрные".


Впервые термин "свинг" появился в 20-е годы XX века, это был характерный оркестровый стиль чикагской школы биг-бэндов, таких как, например, оркестра Гленна Миллера. Именно тогда в составе коллективов появляются отдельные секции тромбонов, саксофонов, труб; на смену банджо приходят гитары, а контрабасы сменяют тубы. Именитые джазмены того времени - Бенни Картер, Луи Армстронг, Джин Крупа - утверждали, что между джазом и свингом нет различий, что это элементы одного целого. Существовала даже крылатая фраза Дюка Эллингтона: "Всё, что лишено свинга, не имеет смысла".

Бибоп - джазовый стиль, сложившийся в начале-середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, "боперы" создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч.

Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной "музыке для музыкантов", более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на обыгрывании последовательностей аккордов, вместо варьирования мелодии. Бибоп был быстр, резок и даже жёсток со слушателями, привыкшими к спокойной "интеллектуальной" музыке.

Кул-джаз - стиль джаза, возникший в конце 1940-х годов на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-"боперов" и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы. Слово "cool" применительно к джазу возникло после выхода альбома Birth of the Cool (1949-1950 г.г.) джазового музыканта Майлза Дэвиса. По способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению кул-джаз характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой, введением инструментов симфонического оркестра.

 


Эрик Мариэнталь и Том Эванс - "Pick up the Pieces".


Соул - жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза. Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией.

Джаз-фьюжн, джаз-рок, фьюжн - музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, ритм-н-блюз, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей. В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали десятилетием наибольшего развития фьюжна.

Джаз-фанк - жанр джазовой музыки, характеризуется акцентом на слабую долю, электрифицированным звуком, часто присутствием аналоговых синтезаторов. К созданию жанра привела интеграция музыкальных стилей фанк, соул и ритм-н-блюз в джазе. Джаз-фанк - музыка преимущественно американскиая, где он был популярен в 70-х - начале 80-х годов XX века.

Фри-джаз - стиль современной джазовой музыки, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики. Основной акцент делается на свободу импровизации, разнообразие выразительных средств, позволяющее максимально полно отразить интеллектуальную и чувственную составляющие музыки. Основу стиля заложили во второй половине 1950-х годов саксофонист Орнетт Коулмэн и пианист Сесил Тэйлор.

Смуз-джаз - разновидность джаза, появившаяся в США в 1970-е - 1980-е годы, существенное влияние на которую оказали ритм-н-блюз, фанк, рок и поп. Движение началось в 1970-х годах, отделившись от музыки фьюжн. Начало положили некоторые джазовые музыканты, такие как Куинси Джонс, чтобы слить инструментальную виртуозность и импровизацию традиционного джаза с современной, электронной чувствительностью и доступными, приятными, популярными мелодиями.

 

©2022 Вадим Мороз | Сайт о каратэ и джазе!